Настя Счастье: «Краудфандинг — каша из топора»

Я расспросила Настю Счастье о том, как ей удалось привлечь для проекта «Сборник счастья» большую сумму, чем заявлялось во время представления проекта на краудфандинговой площадке. А таже о всех тонкостях проекта – от идеи до управления творческим процессом десятков творческих личностей.
Лана Басаргина: — Расскажи, пожалуйста, как ты решила заняться книгой «Сборник счастья»?

Настя Счастье: — У меня была проблема со спиной, и долгое время я находилась вообще без какой-либо активности. Мне нужно было как-то себя вытянуть из этой ямы, чтобы не загнуться, не забыться, хотелось снова чувствовать вкус и радость жизни. И я начала поднимать людей. Сначала был пост из серии «Ребята, хочу реализовать мечту, айда со мной». Не думала, что это все выльется в настоящую книжку, думала, будет самиздат. Но понеслось все и сложилось самым правильным образом. На формат сборника вдохновилась, помните, был книга из серии «Книга, ради которой объединились писатели, которых невозможно объединить»?

Л.Б.: — Да, да.

Н.С.: — Вот в этом вся суть. Но там были профессионалы, а здесь все любители, правда, есть профессионалы-художники. Я всех выбирала по своему Инстаграму. У иллюстраторов от 200 до 50000 подписчиков. Но они мне все нравятся. Это дело вкуса. Да, главное отличие Сборника от других проектов – у нас книга состоит из двадцати с лишним тандемов «автор + иллюстратор».

Мы устраивали конкурс «Дети о счастье» – одна из наших фишек по привлечению внимания к проекту, мы просили родителей задать детям вопрос «Что такое счастье?», поскольку сборник о Счастье, дети отвечали на этот вопрос. Мы публиковали их ответы. Получилось очень трогательно. А потом родители также стали акционерами книги, очень поддержали проект.

Л.Б.:- Со-творчество с аудиторией?

Н.С.: — Да, именно со-творчество. Ну, была какая-то минимальная модерация. Вообще вся книга, возможно, должна была лучше редактироваться, возможно, мы что-то упустили. Но посыл был другой – мы не хотели создавать какую-то художественную литературу, мы хотели исполнить свою мечту и дать возможность многим людям быть причастными к процессу совместного творчества.
Л.Б.: — И у вас это получилось сделать?
Н.С.: — И у нас, как мне кажется, очень достойно получилось это сделать. Вот первые в списке идут Саша Блинов, поэт из Санкт-Петербурга и иллюстратор Аня. Она сейчас живет в Барселоне, но тогда еще жила в России. Она создала картинки к Сашиным стихам. Эти люди самые первые откликнулись… Расскажу, как вообще строился процесс соединения авторов и иллюстраторов друг с другом. Сначала я, кинув клич, собрала из заинтересованных людей авторов. У меня было их человек 15. В итоге их стало 20. И потом я предлагала иллюстраторам поучаствовать в этом проекте. Я говорила: «Вот я вам высылаю на выбор тексты трех людей, выбрала их, потому что мне кажется они созвучны с тем стилем, в котором ты рисуешь. Если у тебя что-то откликается, можешь нарисовать иллюстрацию, твои рисунки будут соответственно опубликованы, и я подарю тебе книжку». Вот в таком формате мы и работали…

Л.Б.: — Как долго авторы стихов или иллюстраций соглашались на участие в проекте?
Н.С.: — Никто долго не соглашался. Весь проект был очень спонтанный, сплошная импровизация и импульсы.
Л.Б.: — Как думаешь, почему им это было интересно?

Н.С.: — Потому что все для себя приняли ключевой посыл, который был, наверное, правильным. Всем хочется быть опубликованными, хочется быть авторами-иллюстраторами, участвовать в какой-то творческой совместной движухе. И благодаря этому, мне кажется, все и получилось…

Л.Б.: — Сколько людей было задействовано при подготовке «Сборника счастья»?

Н.С. — Это были творческие команды, в основном люди, соединенные по парам. Но вообще состав у них мог быть разный. То есть человек 40 условно. 40-42, плюс редакторы.

Вот еще Саша Харитонова. Она и пишет, и рисует. Тоже вот ситуация – у нее не было иллюстратора, с которым она работала, она сама себе рисует. Она известна на просторах интернета под псевдонимом Зеленая лампочка. Но у нее есть также стихи. И ей было очень интересно проявить себя не только как иллюстратор, но и как автор стихотворений. Мне очень нравится ее творчество.

Л.Б.: — Скажи, пожалуйста, а кто или что служили твоим вдохновением?

Н.С.: — Вдохновилась работой «Книга, ради которой объединились писатели», а еще совсем незадолго до сборника Счастье был проект у Ларисы Беляевой в Инстаграм под названием «Давайте нарисуем календарь», по-моему, тоже на Планете. Я с ней советовалась до запуска Сборника, все спрашивала и узнавала, вот как мы сейчас с тобой общаемся. Лариса очень много ценной информации дала в свое время, в частности о том, как запускать проект, что не нужно сразу запускать, что нужно подготовить мокапы, если нет проекта. Понятное дело, что сверстали сам макет книги мы гораздо позже, но подготовили заранее развороты, так называемые мокапы, в фотошопе сделанные. На них было примерно то, что будет в книге.

Л.Б.: — Расскажи про организационную сторону творческого процесса. Вовремя все делают? Вовремя все присылают?

Н.С.: — С точки зрения организационной у нас было так — мы сами себе хозяева. Я старалась в течение месяца-полутора у всех все собрать. Понятное дело, что люди есть люди, особенно творческие. Скажем так, тексты у меня уже были изначально, поэтому у меня с текстами проблем не было. А к текстам уже рисовались иллюстрации. Иллюстраторы очень организованные люди оказались, что меня очень удивило. Нет, были те, которые чуть отвалились. Мне было жаль, потому что мне очень нравилось, как они рисуют. Но из-за сроков у них не получилось. Это буквально 1-2 человека. Вв основном же уровень самоорганизации приятно удивил. Все буквально за месяц-полтора дорисовали, потом что-то там еще дорисовывали и мы включали по ходу. Изначально я ставила условные сроки. Просто специфика моей основной работы такая, что я работаю с большими объемами информации, ставлю задачи, сроки. Это не связано с творчеством, но эти организационные наклонности помогли.

Л.Б.: — Расскажи, пожалуйста, об инструментах продвижения краудфандингового проекта?

Н.С.: — Конечно. У нас была своя специфика. Представь, 24 творческие команды. Мы когда пиарились, было что-то вроде девиза проекта: «Один автор + один иллюстратор = одна творческая вселенная». В момент продвижения, у меня язык уставал повторять эту фразу. А сейчас я повторяю, и у меня прямо ностальгия. Можно открыть книгу на любой странице и окунуться в галактики образов. Каждый по-своему пишет, каждый по-своему рисует. Когда я занималась сборником, ко мне обращались авторы краудфандинговых проектов с вопросами о продвижении. И я тогда написала подробный ответ одному мальчику, который ставил мне очень толковые вопросы. Когда делишься опытом с другими, это помогает систематизировать мысли.

Главное, что хочу донести: краудфандинг, по моему опыту, это каша из топора. Я очень благодарна нашему менеджеру проекта с портала Планета. Но, во-первых, менеджер занимается не только с твоим проектом. У него есть еще куча разных ниточек, более перспективных, более денежных. Не стоит думать, что это такой PR-менеджер, который тебя будет двигать, потому что у меня была такая, в общем-то, идея, была такая надежда. Хорошо, думала я, если не PR-менеджер, который возьмет меня в свои руки и направит, пусть будет гуру, учитель.

Однако менеджер краудфандингого проекта это максимум советчик. Он очень помог на этапе подготовки, оценки проекта, на этапе придумывания акций, дал действительно дельные советы, за что огромное ему спасибо. Дальше только сам. Это ни хорошо, ни плохо, нужно просто быть к этому готовым: не стоит преувеличивать, переоценивать, питать ложные надежды, скажем так. Чтобы сварить свою «кашу», ты закладываешь в проект идею, как тот самый топор, а в итоге тебе говорят: «А досыпь соли, а достань крупы». Просто из «топора» сварить ничего не получится.

Придется вкладывать ресурсы в любом случае, чтобы получилась эта каша, которую ты сам заварил. Что хочется сказать? Не нужно спешить именно публиковать проект на платформе Планеты. Она полезна в том случае, если уже есть раскрученные соцсети. У меня было желание сразу кинуться в краудфандинг. Но в итоге хорошо, что этого не произошло и начали раскручиваться мы с Инстаграма… Кстати, я сейчас отвлекусь от основной канвы. Вот спрашивают: Бумстартер или Планета? Бумстартер действует по принципу «все или ничего», и там жесткие ограниченные сроки, там нельзя никак продлить.

Л.Б.: — Какую платформу ты выбрала и почему?

Н.С.: — Я выбрала Планету, во-первых, по причине того, что можно добавлять акции, можно добавлять время, можно редактировать. Успешным считается проект, набравший 50%. Если ты не добрал до 50%, то все деньги возвращаются акционерам. Никто не страдает. Если ты набрал 50%, но не добрал 100, то с тебя берется больший процент комиссии. Например, ты закончил проект, но набрал 80%, то с тебя Планета берет не 5% от суммы, а 10. Если ты набрал 100% или больше, то с тебя Планета берет 5. Но не стоит обольщаться, потому что… ну, краудфандинг хорошо с точки зрения безопасности денег вкладчиков, какого-то общего сбора информации. Но вообще там переплаты такие. Если ты заключаешь договор как физическое лицо, то государство берет 13%, Планета берет 5%, а еще налог платежных систем, который обеспечивает безопасность, это еще 5-10.

Л.Б.: — Сколько получается?

Н.С.: — Если ты собрал все 100%, красавчик, молодец, все равно 23% вычитай в разные места. И это стоит учитывать. И нужно думать: окупаются ли такие вложения, нужно ли тебе это. Если ты не как физическое лицо заключаешь договор, а как индивидуальный предприниматель или от фирмы, то это выгоднее. Если с человека берут 13%, то с ИП – 5. То есть государственный налог, он колеблется. Но это уже детали, которые, может быть, уже не так интересны. Но все равно это стоит знать.

Л.Б.: — Нужно ли формировать контент-план?

Н.С.: — Не нужно торопиться размещаться на Планете. Она тебе понадобится, как такой…

Л.Б.: — Агрегатор всех твоих предыдущих активностей?

Н.С.: — Да. Вот это ключевой смысл. Нужно подготовить сначала социальные площадки: инстаграм, фейсбук, вконтакте. Причем, когда я начинала этим заниматься, я не понимала, зачем так много. А потом я поняла, что даже среди моих знакомых кто-то сидит только на фейбуке, кто-то только вконтакте. Хоть и кажется, что ты везде повторяешь одно и то же.

Л.Б.: — Давай вернемся к плану постов.

Н.С.: — Про план постов. Во-первых, я собрала команду трех друзей, каждый отвечал за одну соц.сеть. Мы называли себя в шутку «Владычицы СММ». Я постила в Инстаграм, потому что я его люблю. Полина отвечала за Контакт. Алиса заправляла Фейсбуком. Мы публиковали все одно и то же. Сначала это было так: «О, боже! Прошла неделя, а мы ничего не опубликовали». Потом пришло осознание, что нужно выстроить план постов разного характера: интересные факты, интервью, конкурсы, фото рабочего процесса, производства, рисунки до обработки и после и т.д.. Разные тематики, например, трех разных видов три дня в неделю. Нужно быть регулярными и прописать план прямо до конца проекта краудфандинга желательно, чтобы потом не бегать в мыле. Красивые цифры. Обязательно акцентировать внимание на красивых цифрах, но это когда уже сбор денег пошел. «Вау – 33%, вы большие молодцы, благодарим своих акционеров» и прочее, прочее. Что еще? В принципе суть ясна. Разного характера, в разные дни недели и разбавлять все это яркими событиями из жизни проекта.

Л.Б.: — Какая социальная сеть в итоге привлекла больше всего акционеров?

Н.С.: — Инстаграм, за счет того, что у нас было много иллюстраторов, которых я, собственно, находила в этой сети. И там гораздо проще организовывать какие-то движухи типа гивэвэев, флешмобов. Тем более, это мне привычнее. Здесь нужно ориентироваться на себя. Если вы гуру вконакте, то.. ну, кому где комфортнее. Мне просто в инстаграме уютнее. И, опять же, много подписчиков пришло от людей, которые участвовали как иллюстраторы.

Л.Б.: — Обращалась ли ты за помощью к медийным лицам, селебритис?

Н.С.: — У нас вот таких вот людей не было. Но были сами.. вот та же Зеленая лампочка, Саша Харитонова, она очень известная художница во Вконтакте. И это сыграло, конечно же роль…

Л.Б.: — Давай поговорим об информационной поддержке. Ты обращалась в какие-нибудь книжные сообщества?

Н.С.: — Да-да. «Площадки-гиганты». Если в плане книг, то это какие-то книжные сообщества, у которых миллионная аудитория. Нас размещали, даже просили денег, но у нас не было денег, потому что мы все такие, в облаках. Нас даже просто размещали за красивые глаза, за красивую идею в некоторых книжных сообществах. Мы нашли, когда я… был штиль на середине проекта. И я сидела, схватившись за голову, потому что 50% собрали и дальше как затишье. А это еще совпало с летом, все разъехались. Просто был ужас какой-то.


Н.С.: — На giveaway мы, например, дарили открытки иллюстраторов, разыгрывали. Или дарили, у нас был полный набор открыток с иллюстрациями именно из книги. Вот такого плана.

Л.Б.: — Хорошо, о призах мы еще поговорим. Допустим, стартовал запуск. Было волнительно все эти дни? Ты говоришь, что три дня у вас идет активная движуха? а потом что?

Н.С.: — Ничего не идет, потому что в принципе те, кто тебя мог поддержать, поддерживают тебя в первые три дня. Дальше ты уже как менеджер по продажам. Я когда читала, интересовалась методами продвижения тогда, я наткнулась на статью, где ребята прямо составили бизнес-план, где было написано, что они должны продавать, привлекать инвестиций на 2500 в день, и они его выполняли. Иногда перевыполняли, иногда недовыполняли. Может быть, это звучит как-то странно в области деятельности этих проектов, но на самом деле очень помогает. А с другой стороны, вот когда у нас был штиль, и была паника, что мы не выполняем. Я определила, что нам нужно привлекать определенную сумму денег, а тут не приходят и не приходят. Очень страшно и очень непонятно. И просто плюешь на все это дело и уходишь в отпуск. Надо отключиться и не накручивать себя. Такое тоже может быть. Это нормально. А потом просто со свежей головой. Мы нашли.. я, когда был этот период затишья, я вот сидела уже после отдыха: как бы вот так, чего бы еще придумать, какую тему еще задействовать.

Л.Б.: — И что ты придумала?

Н.С.: — Сначала я стала в гугле набирать «ищу спонсора». Мне выскочили результаты: «стать содержанкой», «богатые состоятельные мужчины». Я сначала посмеялась, потом поплакала. Потом подумала: «Так, спонсоров отметаем, надо быть креативнее». И написала в запросе «счастливые билетики». Вот мне захотелось почитать что-то на эту тему. Искала это, скорее чтобы просто отвлечься. И вдруг я вижу, что в Петербурге есть люди, которые делают…

Л.Б.: — Ресторан «Счастье»?

Н.С.: — Нет, не ресторан «Счастье». Если люди, которые придумывали отливать счастливые билетики из шоколада и карамели. Они сделали их съедобными, реализовали эту идею. Я связалась с этими людьми прекрасными, они называются «Бюро сладкой архитектуры». И они становятся нашими помощниками. Спонсорами счастья. У нас был период, последний месяц продаж, когда каждому купившему книгу мы дарили счастливый карамельный билет в подарок.

Л.Б.: — Они вам предоставили подарки, т.е безвозмездно, так?

Н.С.: — Они нам предоставили подарки, да. И людям, конечно, это нравилось. Это некая акция. А, кстати, еще про акции. Можно гивэвэи делать, а можно взять коллекционные открыточки, в нашем случае это самое простое, какого-то иллюстратора и написать: «Всем, кто купит в эти три дня, с такого-то часа по Москве по такой-то час по Москве книжку в подарок пойдет набор открыток с автографами иллюстраторов проекта». Это, кстати, очень классно работает. Я это поняла только уже в самом конце, когда мы подбирались к ста процентам. Кстати, интересное наблюдение. Как только ты подходишь к ста процентам и даже перешагиваешь — просто обвал какой-то включается.

Л.Б.: — Люди стали больше инвестировать?

Н.С.: — Да. Они как будто боялись.

Л.Б.: — А все, что больше заявленной суммы, это тоже вам?

Н.С.: — Да, конечно. Просто от этого тоже берется 5%. Но это было очень странно и приятно. Больше странно. Удивительно, вот, не давали, не давали, а потом поняли, что сто процентов есть, уже точно все состоится, и давай заказывать. Мы радовались, когда 100 набрали, а в итоге закончили на 116% или что-то рядом. Больше ста и значительно. В итоге хватило тютелька в тютельку, потому что я искала, это отдельная тема, где печататься, какое выбрать издательство.

Л.Б.: — А где печатались?

Н.С.: — В издательстве «Букиведи». Они печатали даже книжки МИФ, изд-во Манн, Иванов, Фербер. И я сравнивала три полиграфии, не буду говорить какие, у них самые адекватные цены. Причем не просто, а в полтора-два раза. И качество, вот я трогала книжки других типографий, там, я не знаю, может акварелью рисуют, но что-то вот тускло и уже все потекло, потрескалось. Это не был наш пробный экземпляр. Это они уже демонстрировали. Мне вообще не понравилось. А здесь, они, когда еще узнали, что мы такие все блаженные, подарили нам закладку ляссе. Они нам ее подарили.

Л.Б.: — А кто рисовал обложку книги?

Н.С.: — Был конкурс. Как раз тоже интересная тема получилась. Мы устроили, и на привлечение внимания это тоже сыграло свою роль. А, еще насчет порталов-гигатов. Мы обратились в TopCreator — в инстаграме сообщество. У них миллионный счет подписчиков. Антон Данилов – администратор этого портала. И мы обратились к ребятам, к TopCreator'у, и они устроили конкурс на обложку книжки. В конкурсе принимало участие где-то 100 с лишним работ. И выиграла конкурс Ольга Савенкова из Краснодара.

Л.Б.: — Кто судил?

Н.С.: — Судили иллюстраторы, которые рисовали книжку. У нас было 3-4 человека в жюри, нет, 5 человек было.

Л.Б: — Как у вас это проходило?

Н.С.: — Размещались работы по тегу, как в инстаграме обычно устраиваются подобные конкурсы, в течение недели или там двух недель. И затем каждый член жюри предлагал в нескольких номинациях, у нас было, по-моему, я сейчас точно не вспомню, три-пять номинаций по техникам рисования: живопись, коллаж и т.д. Победитель в каждой номинации получал ценные призы либо от Красного карандаша, либо от МИФ и подписку на золотой аккаунт TopCreator. Это были спонсоры конкурса. А победитель, помимо ценных призов получал место на обложке.

Л.Б.: — А кого еще из спонсоров привлекали?

Н.С.: — Всех, кого мы привлекали, на последней страничке книги. Мы опубликовали логотипы всех наших помощников.

Л.Б.: — А в ресторан «Счастье»-то не обращались? -))

Н.С.: — Решили этого не делать, потому что как-то непонятно было, что можно придумать с ними.


Л.Б.: — Да все, что угодно, как мне кажется. Устроить встречи вас с акционерами, сделать сбор, открытки какие-то у них. Мне кажется, специальные блюда, средства от которого будут идти к вам в проект. Все, что угодно.

Н.С.: — Видите, как нам вас не хватало. Это было бы прекрасно. Но мы в итоге устраивали сбор в Муми-кафе на Новослободской. Магазин «Додо» любезно согласился нам помочь – книги можно было забрать из магазина «Додо» на Лубянке.


Л.Б.: — Вы какую-то встречу устраивали с читателями, когда это все состоялось?

Н.С.: — Мы устраивали встречу в Муми-кафе. Это был еще сбор средств. Мы устраивали встречу, все деньги от которой потом положили на счет проекта, набрали порядка 10 тысяч. Набирали по принципу free donations плюс продавали открытки

Л.Б.: — Кто собирал и верстал книгу?

Н.С.: — Собирала, верстала ее как раз Настя Филимонова. Я не знаю, вот она придала ей такой вид, оформила, нарисовала вот эти прекрасные приборчики в конце, очаровательные. И огромная, конечно, ей благодарность за это.

Л.Б.: — Настя, а вот скажи, только честно, вы «на берегу» с командой обговаривали условия — кто и за что будет ответственен?

Н.С.: — Я, честно говоря, очень замоталась со всей организацией. Я рассчитывала, что появится какой-то костяк людей, который будет больше поддерживать, но в итоге пришлось вытягивать самой. Не имею права жаловаться, мне очень много помогали! Но знаешь, даже в сказках, есть помощники, которые встретились тебе на перепутье, поддержали и вы расстались с ними, а есть попутчики, те, кто остается с тобой и идет в дорогу дальше. Не хватало попутчиков.

Л.Б.: — Краудфандинг — это все же командная работа?

Н.С.: — И до сих пор у меня незавершенная… да, чтобы будет больше командной работы, больше включенности. Мне помогали здесь и сейчас. И это было очень круто. Они меня прямо спасали буквально. Это я обо всех говорю: тех, кто вел паблики, кто верстал. То есть я обращалась – мне помогали. Но вот такого человека, который бы прошел рядом от и до… был такой человек и есть, но мы друг друга чуть не убили. Мне помогала Алиса. Даже, может быть, какую-то психологическую помощь оказывала. Она один из авторов, который здесь есть.


Л.Б.: — Кстати, я обратила внимание вот на что — проект состоит из более 40 человек, а акций куплено немного, по большому счету. Это столько людей профинансировали проект. Хотя команда была большая. А это один из гарантов успеха. Получается, всего 10 человек привел каждый?

Н.С.: — Ну, на самом деле, все привели разные количество. Кто-то вообще, может быть, никого не привел. Поэтому и я не хочу что-то продолжать, потому что, честно говоря, когда мы это все начинали, я как раз прикинула: если нас, одних авторов 20 человек, иллюстраторов там еще 20 с лишним, то есть 44-45 человек получается. Если каждый приведет по 10, то будет 450. Я понимаю, что есть люди более робкие. Я прекрасно понимаю, что, скорее всего, могли оказаться даже те, кто вообще никого не привел и даже маме не купил книжку. И это очень грустно и обидно, и до сих пор, поэтому ничем подобным не хочется заниматься. Потому что, если бы просто по 10 человек, это не очень сложно, когда нас много. И в этом было главное разочарование после того, как я этим всем позанималась. Но в итоге всеми правдами и неправдами мы набрали. У нас был тираж 400 экземпляров. Из них 328, но это не только книги, это еще и открытки, какие-то подарки. 300 книг условно и еще 100 – это подарки всем тем, кто нам помогал, всем участникам, авторам, иллюстраторам книжка была в подарок, верстальщику – Насте Филимоновой, менеджеру на Планете – Роману Виноградову. Все остальное. Ну, еще, я говорю, у меня книги две осталось так вот, на подарки.

Л.Б.: — А расскажи о самих акциях и призах? Какими они должны быть?

Н.С.: — Акции должны быть разной масти, разного размера. Потому что есть люди, которые просто помогают. Даже уже на Планете есть известные в узких кругах, которые вот просто ходят и раздаривают деньги. Они себя так реализовывают и помогают другим в реализации их проектов. И поэтому обязательно должна быть какая-то акция на 8000, на 10000, то есть значительная сумма. Никогда нельзя списывать со счетов.. у нас там, по-моему, не было таких, прям крупных сумм, но вообще списывать со счетов не стоит. Может зайти какой-то добрый волшебник. И надеяться на волшебную палочку – никто не отменял. Вот такие акции нам посоветовал как раз наш менеджер на Планете добавить, чтобы они отличались. Ведь акции – это не только что-то материальное, это может быть какое-то впечатление. Впечатление – это как раз мастер-класс, общение с художником. Просто кто-то более имеет заинтересованную аудиторию, кто-то менее. Они уже сами пиарили свои.

Первоисточник